Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ленинского района г. Екатеринбурга

Детский сад №14

Проект  по апробации и  внедрению

Введение

Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым.

С поступлением ребенка раннего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. И основная задача коллектива дошкольного образовательного учреждения сделать  этот переход менее болезненным  для нового воспитанника.

В связи с открытием  в детском саду в 2018 г. группы для детей раннего возраста возникла проблема в  выборе  образовательной программы.

Изучив современные  образовательные программы  для детей раннего дошкольного возраста, посетив  конференции, курсы  повышения квалификации, изучив  мнения  коллег наш педагогический  коллектив  принял решение: разработать проект по апробированию  и внедрению  комплексной образовательной программы  для детей раннего дошкольного возраста «Первые шаги». Авторами  программы являются:  Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. 

Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Исходными теоретическими позициями Программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М.И. Лисиной.

Программа «Первые шаги» построена на гуманистических принципах личностно ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребёнка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При её разработке авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.

Программа «Первые шаги» является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Программа «Первые шаги» может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.

Проект по апробации и внедрению комплексной образовательной программы  «Первые шаги» и  программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК» в МАДОУ №14  носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ, методисты издательства «Русское слово-учебник», а также родители  оказывающие   помощь и поддержку  ребенку и педагогам в процессе работы над проектом.

Цель проекта: повышение качества дошкольного образования через внедрение комплексной образовательной программы  для детей раннего возраста.  

Задачи проекта:   

  1. Разработка плана  по внедрению комплексной образовательной программы «Первые шаги» и программно – методического комплекса «Мозаичный ПАРК».
  2. Создание информационно – методической системы сопровождения апробации и внедрения программы «Первые шаги».
  3. Приобретение программно – методического комплекса «Мозаичный ПАРК» для организации и проведения образовательного процесса для  апробации и внедрения программы.
  4. Организация системы повышения квалификации педагогов в рамках проекта.
  5. Организация информирования родителей о создании «пилотной площадки по апробации программно – методического комплекса по комплексной образовательной программе «Первые шаги».
  6. Поведение оценки результатов апробации образовательной программы для детей раннего возраста  «Первые шаги».

 Научно – практическое сопровождение проекта происходит в условиях договора между МАДОУ и издательством «Русское слово – учебник».

Сотрудничество с разработчиками комплексной образовательной программы  «Первые шаги» и  программно – методического комплекса «Мозаичный ПАРК» происходит через  официальный сайт - https://мозаика-парк.рф;  группы  в социальных сетях: Вконтакте, Facebook, Instagram. 

Проект выступает в качестве теоретического и методического освоения программы  при использовании  программно – методического комплекса.

Реализация проекта позволит систематизировать и адаптировать новые формы и средства работы с дошкольниками.

Благодаря особой игровой форме изданий, пособий, развивающих материалов комплекса «Мозаичный ПАРК»», каждый ребенок постепенно, как мозаику составляет целостную картину мира – полную ярких впечатлений, красок, новых знаний.

Комплексная образовательная  программа «Первые шаги» предлагает новые механизмы взаимодействия ребенка с педагогом и взаимодействия с родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда рассматривается в рамках проекта как одно из основных  средств. Она используется детьми  как   в самостоятельной деятельности,  так и в  совместной деятельности   со взрослыми  при подборе игрового материала и оборудования программно – методического комплекса «Мозаичный ПАРК» в соответствии с принципами полуфункциональности, трансформируемости и вариативности.

Игровое оборудование универсальное,  изготовлено из безопасного материала.  Все комплекты сопровождаются методическими рекомендациями.

Комплекты оборудования «Мозаичный ПАРК» включают в себя оборудование, обеспечивающее игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность детей, их эмоциональное благополучие и возможность самовыражения.

Для изменения стереотипов у педагогов к организации образовательной деятельности с детьми, к организации развивающей предметно – пространственной среды необходимо, чтобы успешно протекал процесс личностно – профессионального развития каждого педагога.

Во многом этому способствует научно – методическая поддержка специалистами издательства «Русское слово – учебник»,  которая направлена на практико – ориентированную деятельность самого педагога, на поиск новых вариантов решения педагогических проблем, приёмов работы с детьми.

Научно – практическое сопровождение проекта по апробации программы  «Первые шаги» проходит через курсы повышения квалификации,  мастер-классы, конференции,  вебинары,  конкурсы, самообразование и другие формы повышения профессионального мастерства педагогов.

В настоящее время при апробации программно – методического комплекса «Мозаичный ПАРК»  проект нашел своё отражение в части формируемой участниками образовательного процесса, так как проект используется только в одной  возрастной группе.

При получении положительного эффекта ожидаемых результатов по организации развивающей предметно – пространственной среды в условиях проекта данная педагогическая практика может быть использована в основной части образовательной программы ДОУ во всех возрастных группах детского сада.

                                            План по внедрению проекта

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственный

Нормативно-правовые условия

Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по апробации образовательной программы «Первые шаги» и внедрению ПМК «Мозаичный ПАРК».

    Сентябрь – октябрь

2018 г.

Заведующий

Рагозина И.С.,

заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

Оформление заявки на организацию пилотной площадки на базе МАДОУ;

Заключение договора с ООО «Русское слово- учебник»;

Издание приказа об организации работы по апробации и внедрению  программы  «Первые шаги» и ПМК.

 

Ноябрь

2018 г.

Заведующий

Рагозина И.С.,

заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

Подготовка локальных актов: положение о работе пилотной площадки по апробации комплексной программы  «Первые шаги» и  ПМК «Мозаичный ПАРК».

Ноябрь-декабрь

2018 г.

Заведующий

Рагозина И.С., заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

Создание творческой группы:

-издание приказа;

-разработка плана  работы творческой группы.

       

Декабрь

2018 г.

Заведующий

Рагозина И.С.,

заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

Внесение изменений в ООП ДО ДОУ (в часть формируемую участниками образовательных отношений).

 

Январь

2019 г.

 

Творческая группа

Отчет о результатах пилотной площадки

Май

2019 г.

Заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

Организационно- методическое сопровождение

Повышение профессиональной компетенции педагогов по апробации программы  «Первые шаги».

 

В течение года

Заведующий

Рагозина И.С.,

заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

Методическое совещание  «Работа группы раннего возраста   МАДОУ в режиме экспериментальной деятельности по апробации и внедрению программы «Первые шаги  и  программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК».

Январь

2019 г.

Заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

      Кусы повышения квалификации, семинары, вебинары, конференции,  консультации для педагогов.

В

течение

года

Заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

Формирование  фонда методической литературы и материалов  программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК».

В

течение

года

Заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

Методическое сопровождение внедрения программы и ПМК.

В

течение

года

Заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

      Практикумы, мастер-классы, демонстрирующие опыт по апробации ПМК «Мозаичный ПАРК».

В

течение

года

Заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

Информационно-методическое сопровождение

Информирование педагогического коллектива МАДОУ о ходе апробации программы  «Первые шаги»

В

течение

года

Заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

Анкетирование педагогов «Готовность педагогов к инновационной деятельности, результативность инновационной деятельности»

Май 219

Заместитель  заведующего  Скрипина  Е.А.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников. Анкетирование родителей воспитанников.

В

течение

года

Творческая группа

Организационно-педагогическое сопровождение

Организация работы по созданию развивающей предметно- пространственной среды группы раннего возраста с учетом ПМК «Мозаичный ПАРК» и требований  комплексной образовательной программы «Первые шаги».

В

течение

года

Творческая группа

Финансовые условия

Введение платных дополнительных услуг для  привлечение  внебюджетных средств для приобретение  ПМК.

В

течение

года

Заведующий

Рагозина И.С.

Использование средств целевых субсидий для повышения квалификации педагогов работающих по программе.

В

течение

года

Заведующий

Рагозина И.С.

 Система мониторинга

 Руководителем   проекта является   заведующий МАДОУ. Осуществляет реализацию проекта творческая  группа в составе: заместитель заведующего, воспитатели группы раннего возраста; педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре МАДОУ.

Механизм реализации проекта  включает ежегодное формирование перечня  мероприятий на очередной учебный  год,  с уточнением затрат на  мероприятия по реализации проекта в соответствии с мониторингом фактически достигнутых показателей реализации проекта.

Конечные результаты по реализации проекта по апробации и внедрению комплексной образовательной  программы «Первые шаги» будут подведены в 2021 годы, согласно договора с издательством.

Промежуточные результаты оцениваются   в январе каждого  календарного года.

Критериями оценки  успешной реализации проекта будут:

  • эффективность образовательного процесса (уровень адаптации  воспитанников группы раннего возраста, количество родителей удовлетворенных  системой специальной помощи детям раннего возраста);
  • социальная оценка деятельности ДОУ (количество публикаций о деятельности  МАДОУ по реализации проекта; отсутствие обоснованных жалоб родителей (законных представителей) детей на качество образовательных услуг);
  •  материально-техническое, нормативное и программно-методическое оснащенности образовательного процесса в рамках реализации проекта (динамика финансирования, использование финансирования с привлечением внебюджетных средств, нормативно-правовая обеспеченность образовательного процесса, обеспеченность учебно-методической литературой, медиатека, уровень материально-технической оснащенности).

Внешний контроль  за реализацией проекта  осуществляют родители (законные представители),  методисты  издательства «Русское слово-учебник» (ежегодное предоставление отчета по  апробации программы и внедрению ПМК).

 Внутренний контроль  за реализацией проекта  осуществляет заведующий  МАДОУ  на основе организации текущего  контроля, отчетов о результатах апробации и внедрения  комплексной образовательной программы  «Первые шаги» и ПМК «Мозаичный ПАРК» творческой группой.

Корректировка проект   осуществляется  творческой группой.

 Ожидаемые результаты

Результатом реализации проекта станет:

  • сформирована современная модель образовательного пространства ДОУ, ориентированная на обеспечение задач инновационного развития ДОУ и его конкурентоспособности в социуме;
  • обновленное содержание образования;
  • получение качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка;
  • успешное внедрение комплексной образовательной  программы;
  • прохождение благоприятного, эмоционально-благополучного периода адаптации   каждого ребенка раннего возраста (ребенок проживает этот период   во всех видах деятельности, через  игру);
  • обогащение предметно-пространственной среды группы для детей раннего возраста;
  • реализация системы социального партнерства между всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, родителями, методистами издательства «Русское слово-учебник»;
  • включение родителей в совместный, единый с участниками проекта процесс социально – педагогического партнерства;
  • повышение личностно – профессионального развития педагогов, участников проекта в научно – методической инновационной среде, за счет организации взаимодействия с методистами издательства «Русское слово-учебник»;
  • переориентация педагогов на понимание, принятие и реализацию новых подходов в образовании и развитию дошкольников в условиях организации развивающей предметно – пространственной среды.

Список источников

    Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.2013 N 30384);

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 15 мая 2013 г. № 26;

  1. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю.Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. 2019 г.- Программно-методический комплекс дошкольного образования «Мозаичный ПАРК» Изд. «Русское слово»
  2. Михайленко Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте / Дошкольное воспитание / Н. Михайленко, Н. Короткова 2000 г. - №5. – 156с.
  3. Как развивать ребёнка от рождения до 5 лет: рекомендации родителям. Р.Я. Рахматулин, 2019 г. Серия «БИБЛИОТЕКА ПЕДАГОГА».Изд. «Русское слово» .
  4. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет/Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова.- М.:Мозаика-Синтез, 2013.
  5. Фесюкова Л.Б. Конспекты для организации развивающей деятельности в течение дня в группах раннего возраста (2 -3 года) – Харьков, 2010
  6. Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2-4 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  8. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2008.
  9. Фролова А.Н. Игры - занятия с малышами  / А.Н. Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – 197с.

 

Интернет ресурсы

  1. Официальный сайт    https://мозаика-парк.рф;
  2. Ранний возраст: http://ia-vospitatel.taba.ru/
  3. Занятия с детьми раннего возраста: http://detsad-kitty/ru/
  4. Сенсорное развитие детей: http://www/kindereducation/com/
  5. Официальный сайт https://russkoe-slovo.ru/