Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ .

Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.   

                                                         Ральф У.Эмерсон , американский поэт и философ.                                

 

Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности , педагога и ребенка.  

                                                               А.В.Запорожец.

 

Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.

При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей , является экспериментирование.  М.Мантессори отмечала: " Если

понаблюдать за трехлетним ребенком , можно увидеть , что играет он всегда  с каким- ни будь предметом. Это означает, что с помощью рук, он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. в процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека... . С помощью своих рук и собственного опыта он становится разумным человеком". Следовательно, такое "исследовательское "поведение  заложено в природе ребенка, но оно было "отодвинуто" особенностями системы образования.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию , создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. 

 Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на  интерес детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни.  Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

 

Организация экспериментальной работы на занятиях по окружающему миру.

Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром  состоит в том, что бы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей деятельности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть , слушать и слышать , ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с  развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и не живом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. 

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитию двух видов детской активности : собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активность, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью , идущей от взрослого, а знания и умения , усвоенные с помощью взрослого становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

" Живое " действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную, познавательную деятельность. 

Дети начинают предполагать результаты  опытов, выстраивая причинно - следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи. 

Реализация идеи и экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:

      Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;

      Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;

      Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;

      Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об окружающем мире;

      Организация совместной работы  педагога и детей , предполагающая планирование

, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;

      Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

      Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций  образовательного  процесса:

      Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;

      В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;

      Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

      Учебный материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;

      Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата , но и процесса учения, то есть тех трансформаций , которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.

      При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не только от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога.

 

Опыт с предметами неживой природы

Выявление свойств и качеств воды, песка, глины, магнита.

 

Цель опыта

Содержание опыта

 

1

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды(вода превращается в лед при низких температурах).

Налить из под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причину замерзания воды.

2

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда(снег, лед превращается в воду в теплом помещении).

Принести снег, лед в помещение .

Наблюдать за таянием снега и  льда.

3

Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого воздействия тепла.

Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

4

Подвести детей к пониманию зависимости свойства снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить ,снег должен быть влажным.

Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки.

Выяснить ,почему снег стал липким.

5

Подвести детей к пониманию защитных свойств снега.

В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить

 

 

почему вода замерзла в бутылке , лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба, и не замерзла на дне сугроба.

6

Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины.

Подготовить две банки : одну с песком другую с глиной. Налить в банку одинаковое количество воды. Выяснить ,почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.

7

Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок.

Предложить детям « испечь пирожки» из сухого и сырого песка.

8

Подвести детей к пониманию того, что в воде растворяются многие вещества.

В двух стаканах чистая вода, в один стакан насыпать ложку соли, в другой стакан насыпать ложку сахара.

Посмотреть через некоторое время , что стало с солью и сахаром. Подвести к выводу, что соль и сахар в воде растворяются.

9

Познакомить со способностью магнита притягивать металлические предметы.

В пластмассовую емкость насыпан горох, перемешанный с металлическими предметами.  С помощью магнита отделить горох от металлических предметов. Вывод  магнит имеет свойство притягивать к себе металлические предметы.

 

 

Опыты с растениями

Знакомство с условиями, необходимыми  для жизни растений.

 

Цель опыта

Содержание опыта

1

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений

Проращивание семян в двух блюдцах ( в пустом и с влажной ватой). Посадить сухие и прощенные. Проращивать луковицы в сухой банке и в банке с водой.

2

Подвести детей к выводу о необходимости света  для роста растений.

Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

3

Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений 

Поместить два одинаковых растения  в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное.

4

Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от  солнечного освещения.

Наблюдать за ростом одуванчика на разно освещенных солнцем полянках.

5

Доказать разную потребность растений во влаге.

Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

6

Выяснить влияние прополки,

На части грядки не прореживать и не

 

прореживания на рост и развитие растений.

пропалывать растения

7

Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений.

Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать.

 

© 2012 - 2017 Детский сад №14 г. Екатеринбург