«Мини-музей как средство ознакомления дошкольников с прекрасным»

Музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. В это время она в значительной мере изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. Создаются разнообразные детские музейные центры, объединения и т.п.

В настоящее время в дошкольной педагогике можно выделить два направления:

  1. Сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);

  2. Создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Музейная педагогика помогает решать все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

В детских садах всех регионов создаются самые разнообразные мини-музеи, разрабатываются занятия с их использованием, реализуются интересные формы работы с семьей. В регионах проводятся конкурсы на лучший мини-музей, конференции, мастер-классы, фестивали дошкольных музеев. Педагоги самостоятельно или совместно с музейными работниками разрабатывают музейно-образовательные программы, циклы занятий. Первое место по популярности среди музеев в детских садах принадлежит музею народного быта, нередки также музеи истории родного края, боевой славы игрушек, книги, природы.

Цели и задачи мини-музея:  Музейная педагогика в условиях детского сада

- позволяет реализовать комплексные и дополнительные образовательные программы;

- является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;

- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Рассмотрим разные виды мини-музеев.

Мини-музеи природы.

Главное значение таких музеев – формирование научной картины мира и поддержка у детей интереса к миру природы.

Мы выделяем два вида мини-музеев природы:

  1. Собственно мини-музеи природы, в котором представлены любые объекты природы и экспонаты, отражающие природные явления и процессы, их взаимозависимость;

  2. Мини-музеи отдельных компонентов природы (воды, воздуха, солнца, животных, растений, грибов и т.д.).

Среди первого вида музеев могут быть выделены и музеи, отражающие определенную область знаний (экологические, палеонтологические, астрономические).

Тематика мини-музеев второго вида может быть конкретизирована, например: мини-музеи животных – домашних, диких, животных леса или тундры; посвящены группам животных (насекомых, рыб); конкретным представителям (зайца, медведя…) или даже их частям (хвоста, ушей…).

Фольклорные мини-музеи.

Они могут называться по-разному: русская изба, чум, балаган, юрта, музей народной культуры, комната старинного быта, мини-музеи народной куклы, национального костюма. Тематика этих музеев отражает культуру, быт, традиции разных народов.

Фольклорные мини-музеи помогают решать задачи различных разделов практически всех основных программ дошкольного образования (воспитание ребенка в традиции отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней, комплексное изучение фольклора).

В дошкольных учреждениях для организации работы с детьми в таких музеях применяются разнообразные формы и методы: Занятия, народные праздники, народные игры и игрушки, посиделки, слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений, работа кружков народного творчества, выставки, самостоятельная деятельность детей.

В качестве экспонатов фольклорных мини-музеев можно рекомендовать следующее: различные предметы быта; один и тот же предмет, сделанный в разных регионах; старинная мебель, национальные костюмы и их элементы; куклы в национальных костюмах; декоративные элементы; игрушечные или нарисованные персонажи народных сказок, прибауток; игрушечные животные, макеты крестьянского подворья; букеты хлебных злаков; муляжи овощей, фруктов; народные игрушки; народные музыкальные инструменты; макеты различных жилищ; предметы народных промыслов; книги народных сказок, сборники потешек, пословиц, детские книги о жизни предыдущих поколений; старинные фотографии.

Исторические мини-музеи.

Исторические мини-музеи позволяют детям не просто услышать об истории своей страны, края, но и «увидеть» ее благодаря различным экспонатам.

Назову несколько видов исторических мини-музеев: посвященный истории страны; посвященный определенному историческому событию; истории родного края; истории детского сада; истории одного предмета (часов, новогодних игрушек, игрушечных солдатиков, кукол, хлеба); мини-музей государственной символики; истории семьи.

Краеведческие мини-музеи.

Краеведческие мини-музеи состоят из исторических, географических и культурных экспозиций, посвященных родному краю.

Мини-музеи искусства.

Мини-музеи искусства, которые организуют в детском саду, подразделяются на мини-музеи художественного творчества, музыкальные, театральные и музеи декоративно-прикладного искусства.

В мини-музеях художественного творчества, картинных галереях собраны репродукции картин, графика, копии скульптур, фотографии. Важно, чтобы дети познакомились с разными жанрами: пейзажем, натюрмортом, портретом, анималистикой (изображение животных).

В художественных мини-музеях могут быть размещены портреты художников, кисточки, разные краски, мелки, бумага, холст и другие материалы, которые используются в изобразительном искусстве; фотографии, буклеты музеев изобразительного искусства, в которых побывали дети.

В уголке самостоятельной деятельности дошкольники могут что-то нарисовать, слепить из глины или из пластилина, сделать свою репродукцию известного произведения из любого понравившегося материала, рассмотреть книги об изобразительном искусстве. Можно предлагать дошкольникам подбирать музыкальные фрагменты к тем или иным пейзажам, портретам, изображениям животных, включать музыку во время самостоятельной деятельности детей.

Мини-музеи одного жанра посвящены определенному жанру художественного творчества – пейзажу, портрету, натюрморту и т.п. можно посвятить отдельные коллекции графике, скульптуре, фотографии.

В картинных галереях «Мой край» выставляются самые разные произведения (оригиналы и репродукции картин, фотографии) местных художников, фотографов.

Мини-музеи художника рассказывают об определенном художнике и его творчестве. Детям бывает очень интересно узнать и об иллюстраторах детских книг. Экспонатами мини-музея станут портрет (автопортрет) художника, репродукции его картин, фотоальбомы о его жизни и творчестве, детские книги (если речь идет о художнике-иллюстраторе).

Мини-музеи декоративно-прикладного искусства знакомят детей с бытом, жизнью прошлых поколений. В некоторых дошкольных учреждениях их относят к фольклорным. Основой для этих музеев послужат коллекции дымковских игрушек, палеха, гжели, Павловских платков, которые украшают практически все изостудии и даже групповые помещения. Собирая и изготавливая своими руками образцы народных ремесел и промыслов, дети, родители и педагоги создадут свой, особый вариант такого мини-музея.

В мини-музее должны быть бумага, глина, краски, кисточки, образцы изображений, узоров, иллюстрированные книги, береста, ткань, камни для росписи и т.п. Кроме того, в мини-музеях можно поиграть с народной игрушкой, подуть в свистульку, поиграть на рожке, примерить элементы одежды и головные уборы.

Литературные мини-музеи.

Определенную роль в формировании любви к книгам и чтению играют литературные мини-музеи. Выделяются следующие виды литературных мини-музеев:

  1. Мини-музей сказки.

Музей сказки как литературного жанра связан с фольклорным мини-музеем. Здесь могут быть представлены различные «волшебные» предметы (молодильные яблоки, живая и мертвая вода, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ступа Бабы-Яги, ковер-самолет, царская корона, горошина для принцессы, волшебный клубочек, указывающий дорогу, меч-кладинец, скатерть-самобранка и т.п.), различные сказочные герои (куклы, фигурки), коллекция сказочных домиков (пряничный домик, избушка на курьих ножках, теремок, лубяная избушка лисы, «ледяная» избушка зайца), красиво оформленные книги сказок, в том числе самодельные детские работы, иллюстрации к сказкам (рисунки, картины, фигурки оригами), макеты для режиссерских игр, выполненные детьми и взрослыми, поделки из природного и бросового материала, фотографии детей в костюмах героев сказок, костюмы сказочных героев, репродукции картин на сказочные темы.

В мини-музее сказок периодически устраиваются выставки сказочных макетов, поделок из природного и бросового материала, тематические выставки, выставки книг «Моя любимая сказка», самодельных книг-сказок, сочиненных детьми и родителями.

  1. Мини-музей любимой сказки.

После чтения и обсуждения с детьми разных сказок можно предложить создать мини-музей, посвященный сказке, которая нравится детям больше всего. Началом послужит коллекция книг, в которых есть любимая сказка детей, книги, изданные в разное время, по-разному оформленные, с разным переводом, серия иллюстраций к тексту, портрет автора.

  1. Мини-музей писателя (поэта).

В мини-музее автора помимо его портретов и книг могут быть представлены персонажи его произведений (рисунки, игрушки), макеты, отражающие фрагменты разных произведений, иллюстрации к текстам, фотографии его дома, поместья, книги о музее писателя.

  1. Мини-музей книги.

В этом музее дети знакомятся с разными видами книг, с поэтами, писателями и писательским трудом, с историей книгопечатания и современным способом создания печатной продукции и иллюстраций к текстам. Экспонатами могут стать книги разной величины и толщины, старинные и современные, звуковые, любимые книги ребенка и его семьи, книги разных жанров (сказки, книги о природе, энциклопедии, рассказы, сказочные повести, стихи и т.д.), разных стран и народов, книги для взрослых и для детей, портреты известных писателей, материалы, на которых писали и пишут люди (береста, папирус, разные виды бумаги, дощечки и т.д.), старинные свитки со старинными буквами и печатью, фотографии и книги, рассказывающие об истории книгопечатания, коллекция приборов, которыми писали поэты и писатели (чернильницы, шариковые ручки разных лет, палочки, гусиные перья, перьевые ручки.

  1. Мини-музей сказочных персонажей.

Основой такого мини-музея послужит коллекция изображений того или иного сказочного персонажа (пластмассовые, деревянные фигурки, мягкая игрушка, полиэтиленовые пакеты, открытки, марки, чашки с их изображением и т.п.). Коллекция дополняется соответствующей книгой, детскими рисунками и поделками, аудиозаписями песенок героев, дисками с мультфильмами, театральными атрибутами.

  1. Мини-музей научной книги.

В нем может быть собрана научно-популярная литература для детей – энциклопедии, книги о природе, различные атласы, словари, различные географические и астрономические карты, глобусы и другие предметы.

  1. Мини-музей букваря (азбуки).

Поскольку в старшем дошкольном возрасте дети готовятся к обучению в школе, можно организовать мини-музей букваря (азбуки).

Экспонатами такого мини-музея станут по-разному оформленные книги – буквари и азбуки и другие, знакомящие детей с буквами, с чтением, могут быть экспонатами иностранные буквари, изготовленные детьми фигурки, рисунки разных букв, кроссворды и другие интеллектуальные игры, наборы букв для чтения, кубики, мозаика для чтения, книги со стихами, рассказами, посвященные азбуке, букварю, фотографии старших братьев и сестер, мам и пап, сделанные на школьных праздниках, посвященных букварю.

В уголке самостоятельной деятельности дети учатся складывать слова из отдельных букв, писать их на бумаге, лепить буквы из пластилина, соленого теста, рисовать на песке и на досках разного типа, рисовать, вырезать из бумаги, раскрашивать готовые формы, выполнять задания, играя в электронные игры, обучающие чтению.

Главная задача такого мини-музея – не только заинтересовать детей процессом чтения, познакомить с буквами, научить читать, но и сформировать положительное отношение к школе, к учебе.

Музыкальные мини-музеи.

Мы выделяем несколько вариантов музыкальных мини-музеев.

  1. Мини-музей музыкальных инструментов.

Главная задача такого мини-музея – познакомить с разнообразием музыкальных инструментов, с особенностями национальных музыкальных инструментов, их историей.

Здесь могут быть собраны разные виды музыкальных инструментов и их фотографии, игрушечные аналоги, сувениры, сделанные в виде музыкальных инструментов, материалы, из которых делают музыкальные инструменты, книги по соответствующей тематике. Желательно познакомить детей с основными группами музыкальных инструментов: ударными, духовыми, клавишными, смычковыми, щипковыми.

В таком мини-музее может быть и информация об оркестре, профессиях музыканта, дирижера, композитора. В мини-музее организуются выставки одного музыкального инструмента.

  1. Музыкальный мини-музей.

Здесь дети знакомятся с музыкальной культурой в целом.

Экспонатами могут быть любые предметы, имеющие отношение к музыке: музыкальные инструменты, листы с нотами, портреты известных композиторов и музыкантов, музыкальные игрушки, сувениры в форме скрипичного ключа. Мини-музей используется руководителем на занятиях, для самостоятельной деятельности детей.

  1. Мини-музей колокольчиков.

Его основу составляют колокольчики разного размера, по-разному оформленные, изготовленные из разного материала. Можно дополнить фотографиями настоящих колоколов и колоколен, Царь-колокола, который находится в Кремле, записями колокольных звонов и даже фотографиями, рисунками растения колокольчика, аудиозаписями колокольного звона.

  1. Мини-музей композитора.

Можно выделить два вида такого мини-музея: первый посвящен композитору, сочиняющему классическую музыку, второй – современному композитору, сочиняющему детскую музыку.

Экспонатами музея могут портрет композитора, книги о нем и о его доме-музее, копии нот произведений, фигурки персонажей спектаклей. Дополнят иллюстрированные книги произведений, к которым композитор написал музыку, фигурки или персонажей, элементы их костюмов, аудиозаписи музыки, видеозаписи спектаклей, балетные туфельки, фотографии сцен спектаклей, старые пластинки с записями.

В мини-музее, посвященному композитору, сочиняющему детские песни, дополнительно могут находиться диски с мультфильмами, к которым он сочинял музыку.

  1. Мини-музей музыкальных игрушек.

Такой мини-музей больше подходит для малышей. Его экспонатами станут музыкальные шкатулки и другие музыкальные коробочки; детские мобили, которые вешают над кроватками младенцев; куклы и другие игрушки, поющие песенки, музыкальные книжки и т.п.

  1. Мини-музей народных музыкальных инструментов.

Коллекция народных музыкальных инструментов может войти в состав фольклорного мини-музея или мини-музея декоративно-прикладного искусства. К ряду экспонатов желательно подобрать игрушечные аналоги, которыми дети могут воспользоваться по своей инициативе. Еще могут быть материалы, из которых когда-то изготавливали инструменты, рисунки, изображения людей, играющих на народных инструментах.

Мини-музеи театрального искусства.

Такие музеи позволяют детей заинтересовать миром театра, развивать творчество. Театральные мини-музеи помогают решать задачи многих разделов основных программ дошкольного образования, например: по развитию речи, творчества, овладению навыками коммуникации, а также программ дополнительного образования по театрализованной деятельности.

Основой театрального мини-музея может стать коллекция программок спектаклей, афиш, театральных билетов, которые дети приносят в детский сад. Используя эти материалы, воспитатель может попросить ребят, которые были в театре, о свои впечатлениях, обсудить с дошкольниками, что такое спектакль, театр, и для чего он нужен, поговорить о профессии актеров, вспомнить спектакли детского сада.

  1. Мини-музей театра.

Здесь могут быть собраны экспонаты, рассказывающие о театре: программки, театральные билеты, разные виды театральных кукол, маски, костюмы и их элементы, фотографии наиболее известных и местных театров, отдельные портреты артистов, декорации к спектаклям, парики, косметика для грима, специальные краски, которыми можно разрисовывать лицо, ширма для игр и спектаклей, макеты сцены, кукла-балерина.

  1. Мини-музей театрального костюма.

Здесь представлены театральные костюмы, головные уборы, короны, обувь (балетные туфли, лапти, туфелька Золушки и т.п.). Можно использовать уголок ряжения, в котором: различные украшения, шарфики, лоскуты ткани и зеркало. Можно самостоятельно изготовить детям билеты, программки, декорации, афиши. Можно выделить отдельную коллекцию или мини-музей головных уборов, карнавального, новогоднего, «Сказочного» костюма, костюма из бросового материала, венецианских масок.

  1. Мини-музей театральных кукол.

Экспонаты мини-музея – самые разные виды театральных кукол – ростовые, перчаточные, пальчиковые, би-ба-бо, тростевые, куклы-марионетки, театральная ширма или домик.

© 2012 - 2017 Детский сад №14 г. Екатеринбург