Автор:

музыкальный руководитель 

МАДОУ №14

Бунтури Татьяна Николаевна.

Музыкальные способности

Сразу хочу сказать: в этой статье я хочу поговорить  об обнаружении музыкальных способностей и о распространенных заблуждениях на эту тему. 

Очень часто приходится слышать фразы типа: "У меня нет слуха. Я не могу петь!", или: "Мой ребенок совсем не поет! Незачем учить его музыке!" и т.п.. В связи с этим возникла мысль поговорить о музыкальных способностях и способах их обнаружения у ребенка. 

Музыкальные способности - вещь многогранная. Они включают в себя и объективные физиологические данные (слух, чувство ритма, моторика и т.п.), а также такую странную и необъяснимую вещь, как музыкальное чутье, эмоциональный отклик. И второй пункт не менее важен, чем первый. Ведь если физические способности обеспечивают возможность легко овладеть технологической стороной, то второе - это то, что вдыхает жизнь в исполнение. Именно музыкальное чутье и является основной мотивацией для занятий. Ведь если человек не любит музыку, у него нет никаких причин преодолевать сложности в овладении тем, или иным инструментом. Физические данные можно развить, преодолеть. Можно подобрать подходящий инструмент, развить слух, чувство ритма, координацию, моторику, поставить голос и т.п.. А вот интуитивное чувствование музыки, интерес к ней - подлежат развитию далеко не всегда и не у всех. 

Насчет пения.
Чистое интонирование голосом - то, что средний обыватель обычно напрямую связывает со слухом. Это одно из самых распространенных заблуждений при попытке самостоятельно проверить музыкальные способности своего ребенка. "Не поет - медведь на ухо наступил!" - скажет средняя мать... и ошибется! Ведь владение голосом - это отдельное умение. Кому-то оно дано от природы, кто-то так и не овладевает этим умением даже сделав "крутую" музыкальную карьеру... Да, встречается много деток, которые не могут управлять голосом, но при этом отлично слышат. И из них частенько получаются отличные профессиональные музыканты различной направленности. 

Итак: что же делать для того, чтобы узнать, есть ли у ребенка музыкальные способности? на что же нужно обращать внимание? 

Ставьте ребенку записи разной музыки (лучше академической ), водите на концерты классической музыки. Для начала лучше выбирать программы , состоящие из небольших произведений. Ведь без тренировки ребенок устанет в любом случае. 

Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок послушал различные инструменты,составы, музыку разных эпох. Узнайте, есть ли детские абонементы. Это отличная вещь: деткам рассказывают музыкальные сказки, показывают различные музыкальные инструменты, рассказывают о них, рассказывают о музыке, о различных жанрах, формах - и все это в легкой, доступной форме! 

Посмотрите, как ребенок реагирует на музыку. Ведь это - самый главный показатель музыкальных данных. Если его волнует услышанное, появляются любимые мелодии, любимые записи, если под музыку он начинает танцевать, либо, наоборот, замирает и прислушивается - значит, музыкальные способности, в любом случае, присутствуют! 

Обратите внимание на то, насколько выразительно и артистично ваш ребенок рассказывает стихи. Ведь это тоже вид исполнительства. Более того, свободное и осмысленное чтение стихов является основой для будущего эмоционального и осмысленного исполнения различных музыкальных произведений . По тому, как ребенок читает понравившиеся ему стихи, иногда бывает возможно оценить, насколько он эмоционален, артистичен, склонен к художественному самовыражению, насколько развито у него чувство ритма, ощущение времени в художественном произведении и многое, многое другое. 

Следующим пунктом (а отнюдь не первым!) является проверка слуха. Это лучше делать с помощью фортепиано. Как я уже писала, не все дети способны чисто интонировать голосом, поэтому проще всего сыграть ребенку нотку на фортепиано и попросить его найти ее на клавиатуре. Потом сыграть две ноты. Спросить, какая из них выше, какая ниже. Попросить найти обе. Потом сыграть две ноты одновременно и попросить найти их. И так далее. 

Музыкальный слух (при прочих благоприятных факторах) имеет тенденцию развиваться. Так что если ваш ребенок не очень точно находит нотки - не все еще потеряно. Возможно только, стоит отказаться от струнно-смычковых инструментов. 

Итак, музыкальные данные - вещь, с одной стороны, совершенно очевидная, с другой стороны - неожиданная. Но всегда основным критерием остается желание ребенка.

Предоставьте ему возможность выбора, покажите ему этот мир - маленький человек способен определиться! Ведь искреннее, эмоционально наполненное желание преодолевает любые сложности в освоении любой профессии

 

© 2012 - 2017 Детский сад №14 г. Екатеринбург