Организация и содержание инклюзивной практики  в  ДОУ общеразвивающей  направленности.

 

Зам.зав. по  ВМР. МАДОУ  д/с № 14

Ленинского района г.Екатеринбург.

Скрипина Елена Александровна

В последнее время   в нашей стране все больше стало уделяться внимания  детям с особыми возможностями здоровья.

Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей, с  психическими, физическими, интеллектуальными  недостатками, во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о  возможности дать этим детям достойный статус, самореализоваться в современном мире.

Нахождение таких детей в дошкольных  образовательных учреждениях  общеразвивающей направленности – это не только отражение времени, но и реализация права детей на образование в соответствие с ФЗ «Об образование в Российской Федерации».

И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.

С появлением детей с ОВЗ в  детский садах общеразвивающей  направленности, педагогам приходится  переосмысливать  сложившиеся практики обучения и воспитания дошкольников и определять  наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В образование  появился новый термин - инклюзивное  образование. Что же такое  инклюзивное  образование?  Inclusif ( франц.) - включающий в себя  Include ( лат.)- заключаю, включаю.

 Инклюзивное образование - процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, процесс позволяющий всем детям  в полном объеме участвовать в дошкольной и школьной жизни.

Согласно «Словарю русского языка»  сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной  адаптации, реабилитации и личностному росту детей  с ОВЗ в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками,педагогами, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников  является сохранение и укрепление здоровья  таких детей.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, оно требует организации работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса

Субъектами  психолого-педагогического сопровождения  в  ДОУ общеразвивающей направленности  являются:

  • Дети с ОВЗ
  • Родители детей с ОВЗ
  • Педагоги инклюзивных групп
  • Воспитанники инклюзивных групп
  • Родители инклюзивных груп
  • Воспитанники ДОУ  в целом
  • Родители воспитанников ДОУ
  • Весь педагогический коллектив

Не  мало  проблем  возникает  при осуществление инклюзивного образования в дошкольных учреждениях.

  • Архитектурная недоступность образовательных учреждений.
  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
  • Большинство руководителей образовательных организаций  недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в образовательный процесс.
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

     Но не смотря на возникшие  проблемы,  инклюзивное образование  все целенаправленно продвигается  вперед.

Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками - существенное условие позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к получениюд ошкольного образования.

С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса дошкольников с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении  создан  Психолого-медико-психологический консилиум (ПМПк).

В состав консилиума входят все узкие  специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед-дифектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, зам.зав. по ВМР, воспитатели.

Цель ПМПк:  обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ.

В чем же заключается деятельность   Психолого-педагогический консилиума в  ДОУ ?

Во-первых, выявление индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ,     его потребностей, затруднений, потенциальных возможностей,   ресурсов.

Во-вторых, прогнозирование успешности освоения им академических  знаний и социальных навыков.

В-третьих,определение образовательного маршрута ребенка в ДОУ,   группе и разработка индивидуального образовательного маршрута,  индивидуальной адаптационной образовательной программы.

В-четвертых, динамическая оценка эффективности социальной   адаптации ребенка и внесение корректировок в образовательный маршрут  ребенка с ОВЗ и  разработка рекомендаций по изменению  образовательной и  социализирующей среды.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления или договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников в присутствии родителей.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.

На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

 Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику состояния психофизического развития ребенка и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение ПМПк и рекомендации подписываются председателем и всеми членами ПМПк.

Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только с их письменного согласия.

При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию, имеющую сертификат Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

   Психолого-педагогическая поддержка специалистами ПМПк оказывается   и воспитателю, работающему с  детьми с ОВЗ. 

    Живой контакт с педагогом и обсуждение вопросов  эффективного сотрудничества с воспитанником  и  родителями, постоянное взаимодействие  и оказание консультативной    помощи    для снижения рисков их       профессионального выгорания, информационно – методическая поддержка-все это позволяет  педагогам  ДОУ, работающих в инклюзивных группах, плодотворно осуществлять образовательный процесс.

Формирование толерантного сознания к детям с ОВЗ  в нашем ДОУ реализуется, через  программу  « Уроки   доброты ».

Программа направлена на:

  • Мобилизация внимания дошкольников к проблемам детей с   ОВЗ.
  • Распространение ценностей толерантности и разъяснения необходимости личного участия в их судьбе.
  • Создание комфортной, безопасной среды для всех участников образовательного процесса.
  • Развитие чувства эмпатии, взаимопомощи, уважения ко всем  людям,  развитие чувства единства,  сплоченности          группы.
  • Снижение защитных форм поведения, агрессивных   установок   тревожности.
  • Развитие самостоятельности в принятии решения, чувства принадлежности к обществу, самоуважения.

Благодаря  реализации программы, у  воспитанников  есть возможность активного и постоянного участия во всем общеобразовательном процессе. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ребенка.Особые дети стали полноценными участниками всей нашей дошкольной жизни.

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.

 

 

 

 

© 2012 - 2017 Детский сад №14 г. Екатеринбург