Консультация для родителей

Как научить ребенка общаться, если он не говорит.

Особый ребенок – особое отношение

Общение – одна из главных потребностей человека. Общение с ребенком начинается, когда произошло зачатие, задолго до развития его речи. Ребенку с раннего возраста необходимо осваивать навык выражать свои желания, нужды, просить о помощи, устанавливать связь с окружающими миром, хотя до первых слов еще далеко.

Родителям, воспитывающего особого ребенка, важно понимать, что общение – понятие широкое, чем просто устная речь. Оно включает в себя: восприятие и понимание речи окружающих; эмоциональное реагирование. Все повседневные ситуации ребёнка, даже если он не может говорить, должны естественно сопровождаться полноценным общением.

Помните: продолжительность до словесного периода у каждого ребенка индивидуальна, особенно для детей с нарушениями в развитии.

  • Вырабатывайте у ребенка навык невербального общения, которые необходимы ему для   социальных потребностей. Сформированность невербального общения позволяет ему использовать разные жесты, ассоциирующиеся с языковыми понятиям.
  • Для успешной коммуникации - установить зрительный контакт  с ребёнком.
  • Покажите, что вы понимаете его незрелые и неподходящие к случаю звуки и жесты, терпеливо ждите ответной реакции, дайте ему время на ответ.
  • Совершайте с ребенком различные действия на подражание, мимические движения, используйте жесты, произносит   голосовые реакции.
  • Предлагайте имитировать звуки музыкальных инструментов, звучащих игрушек
  • Учите воспроизводить выразительные движения, позы: например, игра – имитация«Обезьянки». Показать картинки обезьянок, какие они веселые. А после, по очереди превращаетесь в обезьянок и повторяете движения, действия: умываетесь, поёте песню, вырезаете и др.… Можно подготовить картинки с этими движениями или действиями, и если ребёнку сложно произносить пусть он найдет соответствующую картинку. Еще можно подойти к зеркалу и указательным пальцем обратить внимание его на отражение, побуждайте желание ребёнка общаться с другими членами семьи.
  • Обучайте ребёнка умению концентрировать внимание и реагировать на окружающих
  • Соблюдайте правило хорошего тона:
  • Разговаривать с таким ребенком спокойным, неторопливым, уравновешенным голосом
  • Не отвлекайтесь на домашние дела, когда он к вам обратился, ему надо, видеть ваше лицо
  • Выслушивайте до конца и со вниманием

    Общение особого ребенка с взрослым способствует появлению к  познавательной активности, к коммуникативной деятельности.

    При систематическом общении, как родных, так и взаимодействие со специалистами -  даст положительный результат в развитии ребенка.Важно развивать внимание вот несколько игр на внимание:

    «Лови – не лови» Цель: Развитие умения распределять внимание. Правила игры: Дети стоят в кругу. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются – светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: «Лови», ловить нельзя. Кто ошибается – выбывает из игры.

    «Найди фото» Цель: Развитие концентрации и распределения внимания. Правила игры: Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотографии, они оказались перепутанными. Задача: Подобрать фотографии клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотографий.
© 2012 - 2017 Детский сад №14 г. Екатеринбург