Мастер класс

" Коммуникативные игры как средства  социализации дошкольников  в   условиях реализации   ФГОС ДО"

Тезисы 1.Социализация дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

В России в последние годы произошли значительные перемены в дошкольном образовании. С введением  в действие Федерального Государственного  Образовательного  Стандарта, повышаются требования к личности педагога, к его профессионализму. Особо важным становится этап вхождения начинающего  воспитателя, вчерашнего выпускника в образовательное пространство детского сада.

 

 

 

Тезис 2.

ФГОС поменял и портрет выпускника детской дошкольной образовательной  организации. Нынешний дошкольник не столько должен усвоить определённый объём знаний, сколько научиться работать в команде. Для современного дошкольника важным оказывается понимать различия между людьми, понимать ценность другого человека. Этому он учится в свободной деятельности.

 

 

 

Тезис 3. Среда .

  Для полноценного общения детей очень важной оказывается социальная среда развития. Социальная среда предполагает наличие условий, дающих возможность ребёнку полноценно общаться с другими детьми и взрослыми. Каждый  ребёнок должен научиться  взаимодействия в парах, малых и больших группах. Таким образом,  дети учатся понимать, что все мы разные, становятся толерантнее. Чудесно, если ребенок умеет увидеть вдругом  какие-то способности, возможности. У каждого ребёнка должна быть возможность для проявления самостоятельности, инициативы, активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезис 4. Коммуникативная игра.

Социализация дошкольника предполагает развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, умение выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Сферой социального творчества ребенка, где закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми, а именно коммуникативные игры.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Цель коммуникативной игры:

Помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности.

Задачи:

1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

3. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

 

 

 

Тезис  5.Педагог-партнер в коммуникативной игре.

Роль педагога  заключается в том, чтобы организовать с детьми совместную игру, участвовать в ней в качестве игрового партнера и чтобы воспитанники чувствовали, что ему   интересно играть с ними, как им самим.

 

 

 

 

 

 

 

Тезис 6.Структура  коммуникативной игры.

Игры проводятся во всех  возрастных  группах,  продолжительностью  до 15 -20 минут. В начале каждой встречи используется ритуальная игра - приветствие для настроя детей, в конце – ритуал расставания.

Во время игры  с детьми, педагогом  оказывается  практическая  помощь  в социальной адаптации:

- развивается средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию;

- создается позитивное отношение к собственному телу,  развиваю способность управлять им;

- развивается  умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

- умение  определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;

- воспитывается доверительные отношения друг другу;

- формируется   невербального воображения, образного мышления.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезис 7. Классификация игр .

Условно коммуникативные игры можно разбить на несколько различных направлений:

1.        Игры и упражнения на двигательное раскрепощение ребёнка.

2.        Игры и упражнения на развитие речи.

3.        Игры и упражнения на развитие эмоций

4.        Игры и упражнения на воспитание командного духа.

 

Игры и упражнения на двигательное раскрепощение  ребенка направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен. Игры «Путаница», «Веселая зарядка», «Насос и мяч», «Олени», «Волшебные водоросли»

Игры и упражнения на развитие речи способствуют развитию языка жестов, мимики и пантомимики. Они помогают понять, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Развитие последних помогает избежать множества комплексов и неуверенности в себе.«Где мы были, не скажем – а что делали, покажем»,  «Через стекло», «Изобрази сказку», «Расскажи стихи без слов», «Иностранец», «Сломанный телевизор», «Чей предмет», «Что изменилось», «Эхо», «Зеркало».

Игры на развитие эмоций учат детей не только определять и объяснять свои эмоции, но и распознавать эмоциональные реакции других людей. Этому мы учимся благодаря использованию этюдов на выражение различных эмоциональных состояний.«Поссорились, помирились», «Волшебная школа», «Мое настроение», «Лисенок боится», «Мои эмоции», «Все наоборот», «Мое настроение», «Ролевая гимнастика», «Рисуем настроение музыки», «Музыка и эмоции». В игре «Мимическая гимнастика», Волшебный мешок».

Игры на воспитание командного духа направлены на формирование доброжелательного отношения друг к другу. 

Коммуникативные игры, это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувства «локтя», а так же множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе. 

«Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко».

 Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.

 

 

 

 

 

 

Тезис 8. Сфера  использование  игр.

Использовать данные игры также можно в работе с родителями (законными представителями) на праздниках, развлечениях. На таких мероприятиях родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных играх вместе с детьми. Играя вместе с детьми, родители учатся выстраивать отношения с ребенком, у них укрепляется чувство уверенности в своих силах и мудрости.

Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

 

 

 

 

 

Тезис 9 . Ценность игры.

Анализируя результаты использования игр, можно сделать вывод, что ценность и польза коммуникативных игр очевидна.  Для детей игры имеют мощный воспитательный и обучающий эффект. Они позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально - положительный  микроклимат в группе.

  Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.

 

Практическая часть.

Игра 1. «Приветствие» («Хлопушка»)

Я очень люблю разные ритуалы, придуманные с детьми. Нам, взрослым, очень часто кажется, что это мелочь, ерунда. Но как же важны они для детей!Мы с детьми делаем  при встрече «хлопушку». Все встают в круг,  руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, дети  кладут на мою ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка»  из наших ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх – причем тянемся очень высоко как только можем достать, не разъединяя рук) . «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».

Игра 2 . «Поменяйтесь местами»

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания:«Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть кошка» и так далее).Маленький секрет этой коммуникативной игры: в эту игру можно играть и со взрослыми, причем с весьма серьезными целями. Например, в группе педагогов можно  знакомится друг с другом  именно в этой игре. Задания  такого типа: «Поменяйтесь местами те, кто работают по программе «Истоки». А теперь поменяйтесь местами те, кто работают по программе «Из детства – в отрочество». И т.д.  Так,  во время игры за несколько минут вы получаете  важный для меня «портрет группы».

Примерные вопросы:

  1. Поменяйтесь местами те, кто родился в городе Екатеринбург.
  2. Поменяйтесь местами те, кто получил профессию воспитатель.
  3. Поменяйтесь местами те, ктопришел в педагогику по желанию.
  4. Поменяйтесь местами те, кому легко общаться с детьми.

Игра 3. «Разговор через стекло»

Играют парой. Один игрок как будто  находится в магазине. А второй – на улице. Но они забыли договориться о том, что нужно купить в магазине. Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине»,  что ему нужно купить.  Кричать бесполезно: стекло толстое, не услышат. Можно объясняться только жестами. В конце игры игроки обмениваются информацией – что нужно было купить,  что понял покупатель из жестов своего товарища по игре. Можно в эту игру играть и командами. Одна команда загадывает и ее представитель показывает жестами, что загадано.  Другая команда отгадывает. Потом команды меняются ролями. «Ходить» можно в разные магазины – и в «детский мир», и в «зоомагазин», и в «супермаркет».

Игра 4 . «Я хочу с тобой дружить»

Эта игра разработана О.В. Хухлаевой. Игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей.

Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку.  И сам становится водящим в игре.

Игра 5. «Паровозик »Под музыку дети выполняют движения.

Игра 6.  Упражнение «Дружат в нашей группе  девочки и мальчики»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пусть соединятся

Их маленькие пальчики.

Педагог: Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. До­троньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа. Замкните круг. А теперь поднимите руки вверх. Мы вместе! Замечательно!

Дети должны почувствовать свою принадлежность к группе, ощутить чувство единения с ней.

 

 

© 2012 - 2017 Детский сад №14 г. Екатеринбург