Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ленинского района г. Екатеринбурга

Детский сад №14

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста.

Автор:

Атаманова К.Ю

воспитатель МАДОУ № 14

г.Екатеринбург

 

     Дошкольный возраст – является важным этапом для ребенка. В этот период закладываются основы личности, формируется социальная компетентность, происходит становление мотивационной сферы, произвольности ребенка. Ведущий вид деятельности в этот период - игра. Игра является собственной, самостоятельной и свободной деятельностью. Свободной от внешних правил, определенных игровых действий и положений, форм игры, но в ней хорошо отражается общественная практика.

       Большой вклад в разработку проблем детской игры был сделан исследователями, которые принадлежали к научной школе Л. Выготского. Основоположник этой школы сумел связать основные вопросы детской игры с проблемой психологического развития детей дошкольного возраста. 

      Согласно Л. Выготскому, “игра - является источником развития и создает зону ближайшего развития….По существу, через игровую деятельность и движется ребёнок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельность ведущей, то есть определяющей развитие ребенка”. В своих работах он писал, что во время игры, которая является свободной и самостоятельной, ребенок подчиняется строгим правилам игры. И правила диктуются непосредственно  сюжетом игры, а не навязываются  извне.

      Ребенок дошкольник в возрасте от трех до восьми лет очень много времени проводит в игре. Они играют дома, на улице в детском саду, их трудно оторвать от игры. З.В Мануйленко писал, что если ребенок не играет, и у него нет желания к игре, значит, он не здоров. А Макаренко утверждал, что ребенку нужно давать играть, необходимо всю жизнь его пропитать игрой, поощрять и поддерживать его страсть и желание к игре.

Дошкольник, которые не умеет играть, не способен к совместной деятельности, он не сможет найти контакт со своими сверстниками, испытывает проблемы в общении, его не интересуют проблемы и интересы других детей.

По мнению Д.Б Эльконина, в игре у ребенка формируется своя точка зрения, свое мнение по отношению к другим возможным взглядам.

Ребенок видит жизнь вокруг себя, деятельность взрослых и хочет принимать активное участие в этой жизни. Но в силу своих возрастных ограничений и способностей не может в нее по-настоящему включиться. Поэтому стремление учувствовать во взрослой жизни он воплощает в игре.

Согласно этому, происходит удовлетворение ребенка в стремлении его участия во взрослой жизни.

Советские психологи (Л.С Выготский, А.Н Леонтьтев, А.В Запорожец, Д.Б Эльконин) считают, что включаясь в разные виды деятельности (предметную, игровую, трудовую, учебную), происходит развитие ребенка. И каждому возрасту соответствует свой вид деятельности, который необходим для воспитания и психического развития ребенка. 

Мнения зарубежных психологов в значении игры отличаются от отечественных ученых, но в то же время и они подчеркивают всю значимость игры в психическом развитии ребенка. Многие зарубежные психологи считают, что с помощью игры дети познают мир. Так Л. Френк говорит, в игре дети учатся тому, чему их никто не может научить. Таким образом,  они исследуют реальный мир, его структуру, людей, животных. То есть, дети, погружаясь  в игру, учатся жить в нашем социальном  мире. В. Экслайн, считает, что  игре ребенок проигрывает свои чувства, и получает возможность научиться контролировать и управлять ими. В целом в зарубежной психологии, игра рассматривается на инстинктивном уровне и выражающая в особой форме врожденные влечения ребенка.

В отечественной психологии игра понимается как деятельность социальная по содержанию и происхождению.

Фрейд писал, что в игре ребенок создает свой мир, так как ему хочется, больше нравится и вкладывает все свои эмоции, таким образом, ребенок проявляет свое воображение.

         У  каждого возраста свой вид деятельности, который необходим для воспитания ребенка, для его психического развития. В каждой игре присутствует своя определенная задача, либо это физическое развитие ребенка, умственное или творческое.

Существует следующие виды игр: музыкальные, дидактические, строительные, игры-забавы, сюжетно-ролевые, подвижные, творческие. Можно выделить основные группы игр, которые способствуют развитию у ребенка интеллектуальной и познавательной активности. Это предметные игры, в этом случае ребенок играет с игрушками, познавая форму, цвет. И творческие игры. В предметной деятельности ребенок занят предметом и действиями с этим предметом вместе с взрослым. Постепенно он начинает понимать, что действует сам, так же как взрослый. В процессе общения ребенка с взрослым, происходит развитие игры, благодаря чему ребенок получает море впечатлений от окружающего мира. Предметная деятельность сменяется творческой ролевой игрой. В этой игре дети принимают на себя роль взрослых, тем самым познавая их деятельность. Сначала это просто режиссёрская игра, которой присуще однообразие действий. Затем начинает появляться образно-ролевая игра, здесь уже ребёнок воспроизводит образ, который он увидел и который произвел на него впечатление. На смену приходит сюжетно-ролевая игра, где первоначальным становится выполнение правил, и дети в игре воспроизводят человеческие отношения. Разыгрывая определенную ситуацию или образ, ребенок воплощает свое отношение и представление к этому событию и действию. Играя определенный сюжет, дети с легкостью усваивают нравственные правила поведения, решают задачи, которые возникают в определенной игровой ситуации, тем самым овладевая учебным материалом.

На каждом возрастном этапе у ребенка свое понимание окружающего мира и свои возможности, и способы  отображение его в игре, поэтому творческая игра развивается по своим определенным законам. Уже у малышей можно заметить элементы игрового сюжета. Сюжетная линия  игры у них отражает жизненный опыт, хотя здесь мы не исключаем возможность влияния обучающих воздействий на нее. Старшими детьми  действительность окружающего мира в игре воспроизводится с помощью совместной игры друг с другом. Поэтому, игровой опыт обогащается  за счет усложнения сюжетной линии игры, и за счет способов воспроизведения событий в игре.  Воплощая  в игре свои жизненные впечатления, ребенок совершенствует знания об окружающем действительности. Следует подчеркнуть, что  главным  для воспитания  ребенка в игре является то, что в определенный период происходит переход от индивидуальных игр к коллективным, ребенок по новому видит окружающую действительность, расширяются его творческие возможности.

Мы согласны с мнением многих отечественных психологов, что игра является неотъемлемой частью в жизни ребенка, в которой происходит формирование личности ребенка, где ребенок познает правила поведения, учится общению, правильно вести себя в сложных ситуациях, формируется познавательная сфера ребенка. Для дошкольника важным является, память, внимание, мышление, что очень хорошо формируется с помощью игры.  В игре ребенок начинает подчиняться правилам, что позволяет ему регулировать свое проведение. Ребенок впервые понимает, что ему доставляет удовольствие подчиняться правилам игры. В игре ребенок может увидеть точку зрения других людей, учится понимать другого человека, принимать его позицию. Поэтому, мы считаем, что родители должны уделять больше времени игре своих детей, и не правы те родители, которые лишают детей игры.

Литература:

  1. Выгодский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2006. – 512 с.
  2. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010.
  3. Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Изд. 3е- СПб. : Питер, 2008.
  4. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном дет-стве: учеб. пос. / В.П. Арсентьева // Высшее образование. – М., 2009. – 144 с.
  5. Харченкова А. Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-7 лет : метод. пособие /А. Н. Харченкова. – М. : АРКТИ, 2010.
  6. Эльконин Д. Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8.