Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ленинского района г. Екатеринбурга

Детский сад №14

ЭССЕ  «Самообразование как профессиональное хобби» 

Утро.  Опять новый  день. Пора на работу. Что ждет меня сегодня? Что нового мне надо узнать, что бы потом этому научить своих воспитанников? Ведь совсем немного и они уйдут в новую жизнь. Жизнь под названием школа.  И опять вопросы.   Всему ли я смогла их научить? Правильным ли был выбор моей профессии?

Я – воспитатель детского сада и всегда готова с гордостью говорить об этом. Вместе со своими дошколятами,  я  радуюсь  успехам и огорчаюсь  неудачам.

Хочу, чтобы  каждый день  ребенка в детском саду был ярким,  интересным, познавательным. Чтобы ребенок, придя в детский сад, почувствовал, что он находится в семье, среди близких людей. А мы и есть одна большая семья.

Анализируя свою деятельность, я думаю, почему же я стала воспитателем? Может быть потому что у меня  хорошие воспоминания о  детстве   связанные с детским садом? Или потому что в детстве моей любимой игрой была  игра в детский сад? А может потому что в моей дошкольной жизни встретились прекрасные воспитатели Либович Людмила Васильевна, Трофимова Лидия Валентиновна, на которых я непременно хотела быть похожа?

Технологии кардинально меняют мир, и тот, кто успевает ими овладевать, будет на вершине успеха. Как современному педагогу идти в ногу со временем? Как быть  интересным для своих воспитанников? Как найти подходы к современным родителям, которые все чаще не довольны системой образования? На все эти  вопросы я каждый день ищу  ответы в процессе своей профессиональной деятельности.

Все чаще сталкиваюсь  с задачами, которые не всегда удаётся решить сразу, исходя из моего опыта и компетенций. Бывает так, что полученных знаний не всегда хватает.  И чтобы понимать современного дошкольника, быть с ним на «одной волне», педагогу необходимо постоянно самосовершенствоваться.  

Конечно, для того чтобы самосовершенствоваться, необходимо много трудиться, прикладывать немало усилий, уметь совмещать учёбу с работой. А времени, как  всегда не хватает. Ведь хочется иметь  хобби, которым с радостью готов заниматься в своё свободное время. Мне повезло в этой жизни, моим хобби  стало – самообразование.

Для меня самообразование дает возможность самореализоваться в профессии, повысить уровень собственной педагогической культуры (в том числе овладеть знаниями, умениями и навыками в этой сфере, развивать их на протяжении жизни), применять собственный педагогический опыт для воспитания детей, для развития их творческих, умственных способностей.

Всегда с большим желанием  посещаю семинары, конференции, мастер- классы. на которых стараюсь узнать и подчеркнуть для себя что-то новое, полезное, а в дальнейшем и применить на практике. Новые знания  позволяют  сделать моих воспитанников   активными участниками образовательного  процесса на протяжении всего дня, они сами «открывают» и «добывают» знания.

Мудрая китайская поговорка очень точно отражает идею наших отношений с детьми: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму на всю жизнь». Для своих воспитанников  создаю ситуацию, когда дети сталкиваются с личностно-значимым для каждого ребенка затруднением и самостоятельно ищут способы преодоления этого затруднения, предлагают свои варианты решения, пусть даже самые неожиданные и фантастические. В это время развивается вариативное нестандартное мышление, интенсивно работает их мозг.

 А  моя профессиональная позиция- признавать  право ребенка на ошибку, дать  возможность ребенку столкнуться с посильным для него затруднением, привлекать его  к деятельности, будить его  мысли и   дать  возможность увлечься интересным делом, поддерживать его в неудачах, верить в него.

И все это я могу делать лишь тогда, когда сама буду заражать энтузиазмом, вдохновлять   своих воспитанников на хорошие дела и поступки, доносить до них ту информацию, которая понадобится в дальнейшем. Поэтому я систематически прохожу курсы повышения квалификации, получаю все новые знания, которые помогут  сделать образовательный процесс познавательным, интересным.

Каждое новое поколение умнее и продвинутее своих предшественников, так как в их генах заложена информация всех предков, а жизнь строится на самых новых и передовых идеях. То есть, новые поколения уже вплетены в новые условия жизни, им не приходится приспосабливаться к ним, им остается лишь дальше развивать  этот мир. То, что для нас было, а  для кого-то и остается, труднопонимаемым - планшеты, гаджеты,  для детей, которые еще не выучили алфавита, эти новинки техники  являются  естественной  средой обитания. Они с этим родились, они это понимают интуитивно, поэтому они умнее и прогрессивнее, поэтому и мыслят иначе.

Сегодня как  на педагога  так и на ребенка  обрушился огромный поток информации, который требует умения  грамотно его использовать.  Поэтому современному  педагогу необходимо  уметь работать в единой информационной среде, а это значит  не только уметь  использовать современные  информационные  технологии в образовательном процессе,  но и  грамотно сочетать  их с  использованием  традиционных технологий. Он должен  умело  интегрировать знания  из смежных областей: философии, психологии, религии, медицины, экономики, права.

Для моих воспитанников изучать  новые информационные, компьютерные  технологии не составляет особого труда. Именно мои маленькие вундеркинды  заставляют меня  постоянно учиться и не стоять на месте.  И я учусь!  Учусь  всему новому и интересному, чтобы потом научить этому своих маленьких компьютерных гениев.

 В результате работы по применению инновационных технологий   в образовательном процессе, у меня не только сформировались представления о современных методах  образования, но и  были сняты внутренние барьеры в использовании новшества в  образовательном процессе.

Я – творческая  личность, проводник   детей в мир сказки и фантазии, опытов и экспериментов. Активное участие в различных конкурсах, фестивалях – еще одна ветвь самосовершенствования. Любая победа вдохновляет нас на новые дела, а неудачи лишь закаляют и заставляют снова  учиться и добиваться новых результатов.

Педагог должен  учиться в любом возрасте  новым технологиям, новому восприятию реалий сегодняшнего дня,  новым подходам  в современном образовании. Кроме того педагогу надо уметь учиться самому, а в дальнейшем   и научить других: коллег, родителей, воспитанников. Мой девиз: «Научился сам-научи другого»!

 Постоянная работа над собой, пополнение и расширение своих знаний, делает меня богаче и позволяет дать своим воспитанникам тот багаж знаний и умений, с которым они уверенно пойдут дальше по жизни.

Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась, что сделала правильный выбор. В тоже время я понимаю, какая ответственность лежит на моих плечах. Ведь именно от меня зависит то, какими  выйдут в школьную жизнь мои воспитанники.

Всё хорошее, доброе, светлое, я дарю своим дошколятам для того, что бы они стали  успешными и счастливыми в будущем.