Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ленинского района г. Екатеринбурга

Детский сад №14

Коммуникативная компетентность как условия успешного формирования межличностного взаимодействия старших дошкольников.

Автор: Атаманова К.Ю

воспитатель МАДОУ № 14

г.Екатеринбург 

Аннотация:   В данной статье рассматривается проблема коммуникативной компетентности дошкольников, проводится теоретический обзор понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативная компетентность» в психологической науке.  Рассмотрены диагностические задания для оценки уровня сформированности  коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста,  предоставлены результаты диагностики

Ключевые слова:  дошкольный возраст, общение, коммуникация, коммуникативная компетентность.

   Дошкольный возраст - это большой отрезок жизни ребенка. В этот период происходит становление личности ребенка, он познает мир, учится взаимодействовать со сверстниками, нестандартно мыслить, познает правила морального поведения. В настоящее время пред дошкольными образовательными учреждениями стоит задача не только дать знания ребенку, но самое главное формирование коммуникативной и моральной компетентности. Дети, приходя в школу, сталкиваются с проблемой в общении, не могут найти общий язык со сверстниками, правильно выйти из конфликтных ситуаций. Дети испытывают проблемы в эмоциональном фоне, не могут распознать чувства другого, не умеют сопереживать. Все это ведет к агрессии, тревожности, недопониманию. Поэтому большое значение должно уделяться гуманистической направленности, для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в межличностных отношениях. А также нравственному и моральному воспитанию ребенка. В последнее время в отечественной психологии все чаще встречается понятие “коммуникативная компетентность”. Однако сам феномен “коммуникативная компетентность” в социальной психологии детства исследовался поверхностно.

Компетентность как научная категория образования рассматривается в ряде работ В. А. Болотова, Н. М. Борытко, И. А. Виноградовой, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, В. В. Серикова. Проблеме общительности и взаимодействия сверстников были посвящены работы  (М.И Лисина, А.В Мудрик, В.С Мухина, В.М Холмогорова).

С позиции социальной психологии коммуникативная компетентность подразумевает, на сколько человек может устанавливать контакт с другими людьми, применяя при этом свои знания, умения. В педагогической науке коммуникативная компетентность – это совокупность характеристик человека, которая способствует  успешному взаимодействию с людьми  (И.А Зимняя, Ю.Н Емельянов, А.К Маркова, Е.В Сидоренко и др.)

          С точки зрения психологического подхода, коммуникативная компетентность определяется, прежде всего, как индивидуальная способность человека, которая позволяет ему в разных ситуациях общения организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами для каждой конкретной ситуации.

Г.А Андреева, А.А Бодалева, Ю.М Жуков, предлагают следующее определение: “коммуникативная компетентность”- это совокупность внутренних ресурсов человека, которые позволяют ему в определенной ситуации при личном взаимодействии построить эффективную коммуникацию. [1, с.22].

     Анализ литературы и подходов разных отечественных исследователей показал, что существует многообразие взглядов на трактовку понятия коммуникативная компетентность. Также сложность заключается в том, что используются понятия “коммуникация” и “общение”, которые не всегда имеют однозначные трактовки.

Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми, который впоследствии ведет к взаимному пониманию. Если это понимание не достигнуто, следовательно, коммуникация не состоялась.[2, с. 94]

По  мнению М.И Лисиной, общение-это взаимодействие двух или нескольких людей, целью которых является объединение усилий для налаживания контактов и достижения одного результата. Общение-это именно взаимодействие, которое осуществляется между людьми, каждый из которых активен и предполагает её в своем собеседнике. (К. Обуховский, АА. Леонтьев)  [3, с.26.]

А.А Леонтьев утверждает, что коммуникативная компетентность есть умение правильно ориентироваться в общении, уметь четко сформулировать содержание своей речи, найти правильные пути для передачи содержания, наладить обратную связь. [6, с. 12].

Изучив современную литературу можно прийти к выводу, что коммуникативная компетентность есть обладание сложными коммуникативными навыками и умениями, знания традиций, культурных норм в общении, этикета, соблюдение приличий, умение правильно выйти из сложных ситуаций. Данное суждение очень четко характеризует понятие коммуникативной компетентности, ее сущность.

Коммуникативная компетентность дошкольника - есть результат готовности ребенка правильно  строить взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, обладать необходимыми жизненными навыками, которые необходимы для успешной социализации в школе, обществе.

По мнению С.А Шатровой, коммуникативная компетентность - это умение ребенка правильно выбирать средства общения и соблюдать психологическую дистанцию к своему собеседнику, с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. [4, c.2]

С. В. Степанов под коммуникативной компетентностью понимает компетентность, которая способствует  успешной реализации такой социальной роли как, «субъект общения»[4, c.3]

И.А Зимняя считает, что коммуникативная компетентность характеризуется способностью человека наладить связь с другими людьми.

Л.А Дубина, подчеркивает, что коммуникативная компетентность дошкольника, умение ребенка выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами, умение распознавать эмоциональное состояние своего собеседника, его переживания, и оценивать состояние окружающих. [5,c.3]

По мнению многих исследователей, коммуникативная компетентность состоит из трех основных компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого.

Эмоциональный компонент включает способность к сочувствию, переживанию, эмоциональной отзывчивости, умению чувствовать и понимать состояние другого человека.

Когнитивный компонент подразумевает способность познания другого человека, принимать его точку зрения, умение выходить из конфликтных ситуаций, возникающих между людьми.

Поведенческий компонент включает в себя организаторский способности, способность к сотрудничеству, инициативность, умении правильно вести себя в общении.

Изучив мнения многих исследователей, мы можем сделать вывод, что коммуникативная компетентность подразумевает обладание социально-коммуникативных знаний и умений, которые приобретаются в ходе воспитания и обучения при межличностном взаимодействии. И мы согласимся с мнением Я.Л Коломынского, который считает, что коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в определенных моделях межличностного взаимодействия и поведении, в том, на сколько ребенок адекватно воспринимает окружающих людей и себя.

Нами было проведено исследование целью, которого было  выявления уровня коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 76 детей дошкольного возраста, среди них 45 мальчиков и 31 девочка, средний возраст участников 5-6 лет.

Для решения этой задачи были применены стандартизированные методики: диагностика “Отражение чувств”, “Интервью”, “Проблемные ситуации”, “Необитаемый остров”.

В результате диагностики мы выявили, 24% детей имеют низкий уровень коммуникативной компетентности, 53% средний, и только 23% высокий уровень.

Мы увидели, что большая часть детей пассивны, проявляют отрицательную направленность в общении, сталкиваются с проблемой в умении вести диалог и задавать вопросы. Дети не могут выражать свои эмоции и распознавать эмоции других.

Результативность исследования показал необходимость проведения тренингов и ряд сюжетно-ролевых игр для повышения уровня коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

В данной статье мы  рассмотрели  проблему необходимости развития у детей дошкольного возраста коммуникативных  способностей, учить управлять своим эмоциональным состоянием, разрешать споры и конфликтные ситуации. Для того чтобы ребенок смог войти в социальный мир, необходимо научить его основным правилам взаимоотношений человека и социума. Для социально-личностного развития ребенку необходимо научиться общаться как со сверстниками, так и с взрослыми.  Ребенок должен уметь жить по правилам, знать определенные нормы поведения. Все это говорит о коммуникативной компетентности дошкольника.

 Список литературы:

1.Безрукова, В. С. Педагогика / В. С. Безрукова. Екатеринбург : Изд-во Свердлов. инж. - пед. ин-та, 1993. С. 89—212.

2. Ермаков, Д. Откуда и куда ведёт компетентностный подход / Д. Ермаков // Народное образование. 2008. № 7. С. 181—187.

3. М.И Лисина “Формирование личности ребенка в обшении”.-СПб:Питер,2009-320с.

4. Ефимова Н.С Психология общения: практикум по психологии: учеб. Пособие/ Н.С ефимова.-М.: ИД “Форум” : ИНФРА-М,2006

5. Дружные ребята : Воспитание гуманных чувств и отношений у дошк: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учережд. И родителей./Р.С Буре, М.В Воробьева и др.- М: Просвещение, 2004-141с.

6. Петровская Л.А Общение-компетентность-тренинг.-СПб.:смсл,2007-688 с.

7. Кравцова Г.Г, Кравцова Е.Е Психология и Педагогика обучения дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2013,264 стр.

8. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.-М.: Просвещение, 1976.-С.74-75

9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: явление, развитие, и реализация/ Дж. Равен. М., 2002. С. 10-15

10. И.С Морозова, А.Г Субботина. Практические аспекты формирования профессиональных компетенций студентов/ учебное пособие. 2011. С.37

11. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2. С. 58—64.

12. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб., 2005. С. 8.

13 Зимняя И.А Ключевые компетенции. Новая парадигма результата образования/ И.А Зимняя// Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.